Газовый обогреватель для отопления жилого прицепа. Отопление мобильного дома

Газовый обогреватель для отопления жилого прицепа. Отопление мобильного дома

От слаженной работы отопления в автокемпере, зависит, насколько комфортно будут чувствовать себя участники автопробега в холодный период времени, не говоря уже о сильных морозах.

Газовые баллоны и их расположение

Обогревается жилой отсек при помощи газа. Для этого, на борту автодома предусмотрен специальный отсек, вмещающий один - два газовых баллона. В мобильных домах может подключаться лишь один баллон и второй является запасным. При опустошении одного баллона, следующий баллон переключается вручную. В теплое время года можно путешествовать с одним баллоном.

Принцип работы газового обогревателя Truma в доме на колесах

Специальный газовый обогреватель фирмы Truma, располагается внутри жилого отсека под шкафом для одежды. Поступление газа в него осуществляется через редуктор. Снаружи забирается воздух, сжигающий газ через предусмотренное для этого отверстие с левого борта прицеп-дачи, а отработанный продукт горения выходит через «печную трубу», выходящую на крышу автодома. Таким способом в жилой отсек отдается только тепло, когда как угарный газ не контактирует с жилым отсеком при условии, полной исправности системы. При этом не теряется необходимый кислород из салона, на сжигание газа.

Поджигание газа в обогревателе

Обогреватель Truma поджигает газ от батареек. Видимо система изначально была спроектирована для автономных вагончиков, где не предусматривалось даже питание от 12 вольт. Определить хорошо это или плохо не понятно, но на всякий случай лучше иметь в запасе пальчиковые батареи.

Регулировка уровня отопления

Уровень отопления или показатели температуры воздуха в жилых отсеках автодома регулируются специальной ручкой, находящейся на самом нагревателе Truma. У регулятора такой же принцип работы, как и в газовой плите: чтобы прибавлять газ, нужно ручку поворачивать больше. В автодоме, с помощью работающей газовой плиты тоже можно прогревать воздух, но минусом является большие потери кислорода, да и тепло в основном будет оставаться лишь в кухонном блоке.

Работа вентилятора, прогоняющего воздух через теплообменник

В жилом блоке дома на колесах находится специальный вентилятор, прогоняющий воздух по трубам, диаметром два дюйма через теплообменник Truma. Он достаточно тихо работает и его задача подавать теплый воздух в различные углы автодома например, в санузел подогретый воздух подается под порог входной двери, а в дальние углы - под диваны. Работает вентилятор от 12V жилого отсека. С помощью специального пульта, можно регулировать силу потока воздуха, изменяя скорость вращения вентилятора. Для каждого выхода теплого воздуха предусмотрена регулируемая заслонка, дающая возможность перераспределения потоков. Например, при необходимости направить в санузел больше тепла или же закрыть выход воздуха полностью.

Стационарный электрический обогреватель

Для отопления кемпера от сети, стационарный электрический обогреватель не предусмотрен. Но можно подключать небольшой масляный радиатор, соотносящийся по размерам с Truma. Он будет раздавать тепло тем же вентилятором, используемым при газовом отоплении.

Вопрос, как чувствовать себя в морозы в доме на колесах, думается, все-таки решаем.

Дома на колесах специально созданы в целях автономного жизнеобеспечения в условиях временного проживания вне стационарных жилищ : при движении на дороге , на стоянках на природе . Их полный цикл жизнеобеспечения обслуживает комплекс оборудования и устройств , входящих в систему водоснабжения , электрическую или газовую . Эти системы имеют как централизованное управление , так и местное через механизмы включения и настроек конкретного оборудования . В первом случае это общий электронный пульт управления , присутствующий во всех современных домах на колесах .

Системы жизнеобеспечения автодома

Электрическая система кемпера

Помимо световых приборов и электророзеток , от электросети зависит работа оборудования других систем : водяного насоса , холодильника , кондиционера жилой зоны , пьезозажигания газовой плиты , отопителя и др . Внутренняя электросеть домов на колесах обеспечивается питанием как от аккумуляторов салона , так и от источника внешнего питания на стоянке при подключении через соответствующий кабель , соединяемым с наружным электропортом . Электросеть может работать как от 12 V (аккумуляторы ), так и от 220 V (внешнее питание ). В последнем случае преобразователи напряжения будут подавать на электрооборудование нужное напряжение .

Если на стоянке в кемпинге дом на колесах подключен к 220 V , то и на внутренние розетки будет подаваться 220 V, благодаря чему можно пользоваться привычными бытовыми приборами , взятыми с собой из дома . В современных моделях часто устанавливается и обратный преобразователь с 12 V на 220 V, благодаря чему можно использовать те же приборы , не прибегая к внешнему подключению .

Аккумуляторы могут заряжаться как при работе двигателя (в автодомах ), так и при подключении дома на колесах к внешнему источнику питания . В автономном режиме работы сети на стоянке без подключения , при обычном неэнергоемком потреблении аккумуляторов хватит около двух дней . При заезде на автодоме в кемпинг на ночь , если нет энергоемкого оборудования , то и нет особой нужды во внешнем подключении - работа двигателя на следующий день дозарядит аккумуляторы . Для продолжительных стоянок вне возможностей внешнего электроподключения не обойтись без топливного генератора . Важно , чтобы он не занимал много места и помещался бы в гаражном отсеке .
Система водоснабжения

Основная задача системы - подача воды к сантехническому оборудованию . При этом нужно обеспечить залив и хранение чистой воды , а также хранение и слив отработанной .

Систему водоснабжения кемпера составляют :

  • бак чистой воды
  • водяной насос
  • бойлер горячей воды
  • гибкие пластиковые водопроводные трубки
  • устройства сантехники
  • бак отработанной воды .

Чистую воду подают с помощью гибкого шланга и заливают в бак через наружную горловину (расположена по бортам или в корме ). В зависимости от размеров и планировки домов на колесах , объемы баков чистой воды бывают разные . Но воды никогда не бывает много . Бака объемом около ста литров при обычном потреблении воды с пользованием душа , двум - трем туристам хватает не больше , чем на один день . Поэтому понятна логика установки в автодомах дополнительного второго бака , хоть это и влечет увеличение нагрузки на десятки килограммов .
В караванах баки чистой воды могут быть как стационарные , так и съемные . Для установки баков чистой воды , как правило , используют пространство под диванами внутри жилой зоны .

Баки же отработанной воды крепятся снаружи под днищем . От них отходят патрубки со сливными кранами . Стандарт цивилизованных стран - сливать отработанную воду только в специальных местах в кемпингах или кемпстоянках , обеспечивающих ее непосредственный слив в канализацию .
Под действием водяного насоса холодная или горячая вода через смесители подается в душ, умывальник и раковину кухни . Еще же вода поступает для слива унитаза биотуалета . Кассета биотуалета съемная - для этого на одном из бортов или корме устроен наружный люк. Заправляют кассеты специальными химикатами , разбавляемыми водой . Сливают же наполненные кассеты в специальных зонах сервиса , оборудованных особыми широкими унитазами (использовать обычный унитаз запрещено ) или канализационными отверстиями . После слива содержимого кассета промывается до возможной чистоты .

Газовая система кемпера

Газовая система решает важнейшие задачи жизнеобеспечения : отопление жилой зоны , горячее водоснабжение , приготовление пищи . Газ, хранящийся в газовых баллонах , через газовую подводку подается к бытовому оборудованию , функционирующему на нем: обогревателю , плите , холодильнику (в газовом режиме ), бойлеру горячей воды .

В автодомах для газовых баллонов предусмотрен отдельный отсек снаружи по борту . В караванах газовые баллоны , как правило , устанавливаются спереди в багажном отделении над прицепным устройством . Баллон подключается к системе через гибкий шланг . Затем через подводящий трубопровод (медные трубки ) газ распределяется к источникам потребления .

Газовые отсеки рассчитаны на два газовых баллона . Наличие второго дополнительного баллона имеет важное практическое значение . Это не даст остаться внезапно без газа (что особенно важно - зимой ) в случае , когда закончится подключенный баллон . Момент полного расхода газа в баллоне не всегда можно определить точно , особенно без специальных датчиков уровня наполнения , которые , почему-то применяются нечасто . Когда заканчивается один баллон , к системе подключается полный второй . Следует выработать правило : всегда возить полный дополнительный баллон и заполнять (или обменивать ) пустой сразу же , по возможности , не откладывая .

Расход газа зависит как от интенсивности использования оборудования , работающего на газе , так и от сезона года . В теплый период времени одного баллона в 11 килограмм хватает в среднем на неделю . В холодный же период , при постоянном газовом отоплении , одного баллона хватит не более , чем на три дня.

Газ овые баллоны для домов на колесах относятся к бытовым , заполняются пропаном и на вес. Официально запрещено наполнять их сжиженным газом на литры , как происходит на газовых автомобильных заправках . Однако , часто такой запрет обходят , применяя специальные переходники и заполняя баллон не полностью .

При воздушном отоплении горячий воздух от газового отопителя по патрубкам распределяется в разные части жилой зоны . При водяном отоплении нагревательные элементы – радиаторы распределены по жилой зоне. У воздушного и водяного отопления свои плюсы и минусы. Определяющее здесь – это мощность газового отопителя , достаточная для эксплуатации дома на колесах в холодные зимы. В Европе, где мягкие зимы, и дома на колесах зимой , как правило , не используют , в действительности теплых моделей не так уж и много .

Еще недавно в Европе было запрещено во время движения пользоваться оборудованием, работающим от газа , о чем упоминалось в инструкциях по использованию оборудования . Запрет был связан не столько с конструктивными ограничениями оборудования , сколько с вопросами безопасности – во избежание утечек газа , к которым могла бы привести тряска. Сейчас такой запрет снят при условии установки в газовом отсеке специального блокирующего устройства . В СНГ такого запрета и вовсе не существовало. Оказаться без отопления жилой зоны при движении зимой в России – это немыслимо.

Особенности зимней эксплуатации дома на колесах

В зимнее время система водоснабжения нуждается в особых действиях и мерах по недопущению замерзания воды в емкостях воды и водопроводах при минусовой температуре.

Прежде всего, баки отработанной воды , находясь вне отапливаемой жилой зоны снаружи под днищем , открыты воздействию температуры воздуха. Существует ряд конструктивных решений (чаще предлагаемых как опция) по утеплению и подогреву баков отработанной воды . Но даже установленный нагревательный элемент имеет предел своей эффективности до -5 - -7 градусов.
В случае более низкой температуры или когда бак вообще без подогрева, поступают следующим образом: все время держат сливной кран бака отработанной воды открытым; закрывая кран при каждом случае пользования водой , сразу же после спешат сливать воду .

Другие меры относятся к жилой зоне, когда та уже не отапливается при постановке дома на колесах на стоянку. Вода должна быть слита из бака чистой воды и емкости бойлера. В водопроводных трубах и водяном насосе также не должно оставаться воды , для чего продувают систему кратковременной холостой работой водяного насоса .

Отопительные системы в автодомах и прицепах дачах делятся на несколько видов:

По источнику питания: газовые, электрические, на жидком топливе.
По вариантам теплоносителя: воздушные и жидкостные

К газовым относятся отопители торговых марок Alde, Truma, Primus.

Плюсы газовых отопителей в том, что природный газ экономичнее чем электричество и жидкое топливо, а так же энергетически эффективнее. Показатели автономности здесь тоже на высоте. Из минусов можно отметить, что российский газ бутан, который входит в состав пропан-бутановой смеси (что и именуется у нас на родине природным газом) при сильно отрицательных температурах не испаряется и переходит в жидкое состояние. Как следствие этого перестает работать отопитель, когда он так сильно нужен. Так же стоит отметить взрывоопасность, возможность утечек, а так же вредные пары угарного газа (если с выпускной системой отопителя не все в порядке). В Европе не везде присутствуют единые стандарты на газовое оборудование и с этим могут возникнуть проблемы.

Электрические нагреватели обычно встраиваются в газовые отопители Alde и Primus как запасной вариант, а так же продаются отдельно в огромном количестве. Помимо этого существует вариант со встроенными в пол электрическими матами.

Здесь тепло передается за счет уложенной в мат проволоки с высоким сопротивлением. Все эти приборы просты в эксплуатации, не пожароопасны и стоимость их сравнительно не высока. Только вот расход электроэнергии получается очень затратный, а об автономности здесь и речи не идет (жидкотопливный генератор не в счет).

Жидкотопливные отопители представлены в основном компаниями Webasto и Eberspächer.

Достоинствами этих отопителей является автономность и доступность жидкого топлива (бензин или дизель, которые, в отличии от газа, можно найти в самых запрятанных закаулках нашей необъятной), которое берется прямо из бака автомобиля. Система отопления монтируется под пол кемпера, что позволяет экономить внутреннее пространство салона. Так же в зимнее время отопитель может работать и как предпусковой подогреватель, сначала прогревая двигатель, а затем жилой модуль и воду. Из минусов можно отметить, что, до недавнего времени, все жидкостные отопители были шумными и имели неприятных запах. Жидкое топливо более химически инертно, чем газ.

Теперь разберем в чем принцип работы, плюсы и минусы систем с воздушным и жидкостным теплоносителем.

Отопители с воздушным теплоносителем производят торговые марки Truma, Carver, Webasto, Eberspächer.

Такие системы забирают холодный воздух внутри автодома, нагревают его, а затем проводят его обратно в жилой модуль напрямую или через систему воздуховодов. Воздушный обогрев является лидером по установке в дома на колесах прежде всего из-за своей привлекательной стоимости. Воздух в салоне обогревается значительно быстрее, чем при жидкостном теплоносителе. Так же, в первые 10 лет эксплуатации, воздушное отопление не требует никакого специального сервиса.

Из минусов по сравнению с жидкостным отопителем стоит отметить больший расход газа, неравномерность распределения тепла.

Отопители с жидкостным теплоносителем производят торговые марки Alde, Primus, Webasto, Eberspächer.

Такие отопители нагревают жидкость (воду или антифриз), циркулирующую по замкнутому контуру внутри прицепа дачи, которая транспортирует тепло к нагревательным элементам (батареям), где оно и отдается в качестве теплового излучения жилому пространству дома на колесах.

Плюсом является равномерность распределения тепла по всему салону, меньший расход газа, возможность увеличить мощность просто поставив дополнительную батарею в контур.

Из минусов стоит отметить большую стоимость устройства и его техническую сложность, более медленный прогрев салона, более сложное техническое обслуживание (периодическая проверка на герметичность, удавление воздуха, замена каждые 2-3 года теплоносителя).

Так же такие системы как Alde и Primus комплектуются встроенными теплообменниками, которые позволяют греть водопроводную воду.

Построив кемпер, меня немного напрягало что его нельзя использовать в межсесонье. Холодно.

Посмотрев профильные сайты я нашел несколько решений. Но ни одно меня не устроило. Предлагались или безумно дорогие отопители Вебасто, Планар и подобные... от 30 000. Или китайские аналоги от 25 000. Все это питалось от топлива типа дизель или бензин. И нещадно высасывало аккумулятор. Требовало стационарной установки и дорогостоящего обслуживания. Для фирменных автодомов это может и хорошо, но учитывая стоимость моего кемпера (50 000) цена отопителя слишком велика... Были еще варианты типа Трума. На газу. Но размеров с батарею)) Тоже не вариант. У меня всего 2,5 м2))


В общем, покопавшись по сайтам я нашел простое и гениальное решение. Теплообменник для зимней палатки.

Что это такое? Это стальная коробка, с ввареными насквозь трубками. Снизу в камере сгорания отверстие для горелки, сверху - выхлопная труба. Всасывает воздух вентилятор от компа 12В.

Схематично, но думаю понятно. Горелка нагревает трубки, воздух, заходя с одной стороны холодным, нагреваясь, выходит с другой стороны горячим. А СО2 выходит через выхлопную трубу на улицу. В итоге воздух в салоне чистый, теплый. Нет риска угареть и отравиться. На фото теплообменник без вентилятора.

Газовая горелка может быть любая. Туристический примус, инфракрасная, газовая плитка и тд.

Так как я хотел использовать ее более-менее стационарно (но с возможностью снять на летний период) горелку я интегрировал полностью внутрь камеры сгорания. Таким образом я полностью исключил выгорание кислорода в салоне.

Снизу у двери у меня приточка свежего воздуха, а сверху под потолком принудительная вытяжка. Тот же вентилятор от компа 12 В. Потребление таких вентиляторов 0,3 А. Просто ничтожно.

Трубу выхлопа я перенес на боковую стенку. Так как мне нужно было вывести ее под сиденье.

Таким образом я еще освободил плоскость сверху. И на ней теперь можно стало подогреть еду или чай.

Но все же это было опасно. Можно было случайно обжечься. И я закрыл все простеньким щитом. Стало более культурно и безопасно.

Кстати, о безопасности. Горелка с клапаном. В отсутствие пламени перекрывает газ. Так же имеется датчик утечки газа и превышения СО2

В случае утечки - верещит как резаный)).

Выхлоп выходит под сидушкой. Температура трубы в этом месте еще горяча, но уже рука терпит. Но все же первое колено решил сделать из нержавейки. На всякий случай.

Ну и подведя итог что мы имеем.

Стоимость отопителя 3000 со всеми работами и запчастями. Размеры 25*25*35. Топливо газ. Расход 100г/ч на полную. Работает от 5л баллона. Прогрев с нуля до 20 градусов за 10 минут. Далее можно ставить на минимум. Или вообще выключить на пару часов.

В летний период можно убрать чтоб не мешалось. Можно брать с собой на кемпинги. Устанавливать в палатке. Использовать на зимней рыбалке. Просто нечему ломаться. Из минусов - нельзя задать температуру. Не эстетичный внешний вид.

2022 oxbi.ru. Фурни-Инфо - Информационный портал.